Гурьеву В.В.

 

Аплодисменты артисту Владимиру Гурьеву

10 июня 2010 г. Аплодисменты артисту / «Ставропольская правда» от 10 июня 2010 г.
Аплодисменты артисту Владимиру Гурьеву P2260330-83c7a46eefНикак не верится, что больше не раздастся телефонный звонок и бодрый голос не скажет: приходи к нам на премьеру… Сколько лет звучала эта простая фраза, а потом вновь и вновь нам открывался удивительный, светлый и добрый мир молодежного театра-студии «Слово», любимого уже не одним поколением молодого и не очень-то молодого зрителя. Каждый спектакль, задуманный и поставленный создателем и бессменным художественным руководителем этого уникального театра заслуженным артистом России Владимиром Гурьевым, становился своего рода откровением – проникновенным, искренним, горячим, взволнованным. Словом Пушкина, Чехова, Горького, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Рубцова, Айтматова, Вампилова, Рощина, Шекспира здесь будили в юных душах лучшие чувства. И все это благодаря ему, Владимиру Владимировичу… Фото: Эдуард КОРНИЕНКО Многие, как и я, помнят его и как одного из активнейших, едва ли не самых задействованных актеров Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, в котором Владимир Гурьев прослужил Мельпомене не один десяток лет. По сути, это была единственная, главная сцена для Гурьева-артиста. Одна на всю жизнь. И каким же разным представал он в каждом новом спектакле! Перебираю старые театральные программки и вспоминаю со смешанным чувством грусти-радости: вот он суровый герцог Веронский в прекрасном спектакле «…Чума на оба ваши дома!», вот – светский лев граф Кавершем в «Идеальном муже», вот – избалованный отставной профессор Серебряков в «Дяде Ване», вот – оскандалившийся политик Уилли в «Люксе»… Такие разные характеры, разные жанры и эпохи. Он в каждого своего героя буквально вкладывал себя, отдавал ему не только свой облик, свой голос, но и какую-то часть своей души, ту, которая именно этому персонажу и нужна. В каждом спектакле Артист, будучи весьма заметным в новой роли, имел талант и такт оставаться неотъемлемой частью творческого ансамбля, умел деликатно ценить работу товарищей по сцене, вместе со всеми переживал успехи или неудачи. Это именно о нем говаривал бывший главный режиссер театра драмы заслуженный деятель искусств России Алексей Малышев: Гурьев – очень нужный в театре артист. Вроде бы суховато звучит, но за этими словами – высокая оценка профессионала и искреннее уважение коллеги. Алексей Александрович не очень щедр на комплименты, и в его устах это было не просто одобрение. Режиссер, кстати, уехав из Ставрополя, продолжает поддерживать теплые товарищеские отношения со многими нашими актерами, а с Владимиром Гурьевым их объединяло свойственное обоим глубокое понимание важности работы с молодыми. Когда в жизни Владимира Гурьева появился театр-студия «Слово», он поначалу буквально разрывался надвое между своим главным театром и молодежным. А работа эта все больше забирала его, и наконец он решился всецело отдаться студии. По сути дела, Учитель победил Артиста. Но, конечно же, не окончательно! Оба этих творческих начала научились в нем уживаться, не просто гармонично соседствуя, но дополняя одно другое, переливаясь одно в другое… С юности сам чутко и трепетно относившийся к поэзии, искусству декламации, В. Гурьев, создавая студию, с первых шагов безошибочно определил магистральный путь: в основе всей сценически разнообразной работы всегда лежало Слово, причем лучшие, высшие образцы отечественной и зарубежной литературы. Он и сам часто повторял известное: в начале было Слово! И с удовольствием вспоминал собственный успешный опыт чтеца-декламатора еще с детской поры, когда ему, школьнику, доверяли читать стихи женщинам-дояркам на дальней ферме. Потом были всесоюзные конкурсы и главные призы. А в городе Ставрополе на поэтические вечера Гурьева неизменно приходили сотни его поклонников и единомышленников. Эту почти священную любовь к высокому Слову он сумел передать своим студийцам, которых в театре Гурьева уже насчитывается не одно поколение. И не случайно «Слово» стало лауреатом премии президента России, лауреатом Vlll Всероссийского театрального фестиваля «Русская драма», обладателем премии Союза молодежи Ставрополья. Все эти награды отражают последовательно проводимую студией работу со Словом. Поэзия и мысль составляют стержень творчества, год от года привлекающего сюда молодежь: одних – на сцену, других – в зал. И сколько среди его учеников по-настоящему одаренных «искрой божией»! Школу студии прошли уже более тысячи человек. Вырастают одни, им на смену приходят новые и несут дальше прекрасную эстафету влюбленности в театр. – Это потрясающие дети! – говорил Владимир Гурьев о своих воспитанниках. Собственно, его по-настоящему отеческой любовью к детям и жила студия. А еще ему страстно хотелось дать ребятам, этим юношам и девушкам компьютерного века и так называемого клипового сознания, возможность прикосновения к Высокому. Он ставил эту цель в один ряд с важностью национальной идеологии. И потому спектакли «Слова» знают сегодня не только в Ставрополе. Их постановке, посвященной Сергею Есенину, аплодировали на родной поэту Рязанщине, постановку о Николае Рубцове всем сердцем приняли в Вологде, Москве, Санкт-Петербурге. Признанной вершиной очередного сезона студии стала блестящая работа к 150-летию Антона Чехова. Инсценировку нескольких рассказов классика под общим – символическим! – заглавием «Ожидание счастья» В. Гурьев назвал «Сценической попыткой постижения чеховской мудрости, юмора и его огромного желания сделать всех нас лучше». В одной этой фразе читается целая концепция творчества Гурьева-режиссера и Гурьева-педагога. Всего лишь год назад – хорошо помню – азартно взялся Владимир Владимирович за спектакль к юбилею осетинского классика Коста Хетагурова. Сам, вновь сам (!) писал сценарий, подбирал музыку, заразив студийцев судьбой удивительного и при всей вроде бы известности так мало ныне известного поэта, художника, публициста…. А какое название он дал этой проникновенно-искренней работе – «Апостол правды и любви»! Всей студией они мечтали показать спектакль в Осетии, не получилось, чиновники сказали – кризис. Увы, самому Гурьеву уже не доведется. Дай Бог, поедут еще во Владикавказ его ученики. Очень хочется, чтобы исполнилась наконец заветная мечта Владимира Гурьева и в Ставрополе появился еще один театр, о котором не один год ведутся пока лишь разговоры, – Театр юного зрителя. И Владимир Владимирович, по сути, уже его создал, упрочив с годами авторитет своей формально самодеятельной студии. Кстати, во многих областных и краевых центрах России такие театры успешно работают десятки лет. Они нужны! Как и свои – молодежные – газеты, журналы, теле – и радиоканалы. И как мечта артиста и педагога Гурьева созвучна желаниям лучшей части нашей молодежи, той, которая спешит по понедельникам в зал Дворца детского творчества… Это лучшая дань памяти Владимиру Владимировичу. Наталья Быкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − восемнадцать =